Мастер-класс Всеволода Кузнецова

«КАК ОЗВУЧИВАЮТ АНИМАЦИЮ»
Слет Аниматоров. Москва, 2019

Мастер-класс Всеволода Кузнецова. Часть 1

Кузнецов: Значит а мастер класс, как я понимаю, называется “Как озвучивать анимацию”. Я не знаток истории мультипликации большой, скажем так. Не знаю, насколько вам известно о том, как раньше озвучивались мультфильмы и как они озвучиваются сейчас. Поэтому, примерно, может быть могу так в двух словах рассказать, как раньше озвучивалась мультипликация. В начале озвучивалась, а потом рисовалась. Но я думаю, что вы про это даже лучше меня знаете. То есть артисты приходили в студию, озвучивали, а потом под них рисовали. И часто было так даже, что в зависимости от внешнего вида артиста да то таким порой представал и герой, как классический пример с Фаиной Раневской, Фрекен Бок. Режиссер мультипликатор нарисовал с нее, и она потом обиделась. Когда пришла и увидела ну, то есть не пришла, а увидела себя в мультфильме. Сейчас иногда… иногда на самом деле потом артистов дозывали, чтобы доозвучить там, допустим, одну, две, три реплики в мультфильме. Но это было очень редко, я имею в виду советские времена. Сейчас озвучиваются, я так понимаю, разными способами. Я имею в виду не любительскую озвучку, а вот то, что происходит на производственно-государственном уровне. То есть есть тот же старый способ, старый способ, как советские времена, когда артисты в начале озвучивают, потом под это рисуется. Но так все реже. Потому что на это порой не хватает денег, бюджета. Порой бывает так, что режиссер или сценарист сами начитывают на разные голоса, под это потом рисуются. Артисты потом уже приходят и озвучивают рисованный мультфильм. Также бывает так, слова паразиты, также бывает так. Бывает, что один какой-то хороший артист озвучания озвучивает весь мультфильм на разные голоса. Озвучивает хорошо да, как бы придумывает какие-то характеры. А наши звезды массмедиа потом приходят и в эти характеры впрыгивают. Неважно, умеет кто-то хорошо озвучивать, есть ли у него актерские данные. Но он уже идет по некому готовому лекалу и впрыгивает. Я не будут называть, чтобы не выдавать тайны или неумения чьи-то из звезд масс медиа впрыгивать в чужой характер. Но такие примеры, к сожалению, есть. Почему, к сожалению,, потому что характер как бы создается не… не родной да. Он изначально придуман другим человеком. В это впрыгивает человек только для того, чтобы потом мультфильм пиарить. Хорошо или это плохо, в зависимости от результата. Бывают удачные примеры. Бывают неудачно, к сожалению, больше. Я не знаю, смотрите ли вы русскую анимацию, озвученную большим количеством масс-медиа звезд, нет?

Зритель: Например.

Кузнецов: Начинается, например. А ну, есть разные какие-то тут мультфильмы выходят там. Какое-то Большое путешествие. Какие-то еще самолеты были. Вслед за тачками были самолеты. Кто-нибудь видел их? Я не видел. Вот конкретно самолеты да. Еще какие-то полнометражные мультфильмы выходят в большом количестве на самом деле. Еще в Орех Кракатук рисовался. Мультфильм, допустим, Крякнутые каникулы, вот в котором я уже поучаствовал. Да. Он вроде как нашего производства совместно с Китаем. Но там производители почему-то в начале его озвучили на английский, все нарисовали под английский язык. А потом уже каким-то образом пытались переписать сценарий по-русски с большим трудом. То есть полностью, не только реплики, а весь сценарий пытались переписывать. И от этого он получился такой как лоскутное одеяло, ни о чем. Идея была хорошая, а из-за того, что она была придумана по-английски или они ориентировались как бы на тот рынок, то потом по-русски когда, получилось винегрет. Из разных… Никто не видел этот мультфильм. И слава Богу. Это я чуть… чей-то внутренний голос озвучил, не свой. Нарисован хорошо. То есть там… не нарисован, там компьютерное все. Но со сценарием проблемы. Ну, у нас со сценарием вообще, как бы, не только… не только в мультфильмах, но и в нашем кино проблемы. Важный момент, который в принципе присутствует в кино и в анимации я думаю тоже, это соответствие внешних данных и внутренних. То есть насколько допустим должен быть артист, который озвучивает это, похож на своего героя, как вы думаете? А?

Зритель: Ни насколько.

Кузнецов: Нуууу

Зрительница: Некоторыми чертами, а не полностью.

Кузнецов: Некоторыми чертами. Но смотрите. Есть примеры, которые опять-таки, когда вот с Фаиной Раневской и там Винни-Пуха отчасти тоже рисовали с Евгения Павловича Леонова да. Но тут же обратный пример. В том же Карлсоне он явно нарисован не с Василия Борисовича Ливанова. А вот папа в этом мультфильме, если вы вспомните папу, вот папу явно нарисовали с Василия Борисовича, который его же и озвучил, если вы знаете… Он там озвучил несколько ролей помимо Карлсона. То есть и говорящая голова, которая там есть в мультфильме. Вот это 3, 2, 2, 2, 2, 3 это тоже в общем Василий Борисович Ливанов. И этого папу примерно потом перетащили в Трое из Простоквашино. Он тоже такой интеллигентный в очках, с легкой бородой. Просто его там уже видимо не Ливанов озвучивал, сказали, сколько можно. Кстати, Робин Уильямс как там, если вы знаете, Робин Уильямс там не только джин. Если вы посмотрите торговца, который в самом начале мультфильма да, это просто напросто, импровизация Робина Уильямса на площадке, когда он пришел как бы и вот этот монолог, который там есть, это импровизация опять-таки Робина Уильямса. Другим голосом вот. Человек… ну, человек фейерверк был. Он, когда были перерывы в киносъемках, он как бы останавливался и продолжал. То есть это камеди-клаб отдыхает там да. Стендап комик высочайшего класса. Он просто импровизировал на площадке из того, что сняли, из той сцены, которая будет потом. И соответственно вот эта в Джине импровизация торговца, когда проходи мой друг там, вот это вот все. Это тоже Робин Уильямс. Помимо. Но уже нарисован как бы не… другой просто в этом. Это просто перескакиваем к системе, которые сейчас существуют в мультипликации motion capture. Да. Когда один артист и озвучивает, и играет порой многих, как было у Роберта Земекиса в Полярном экспрессе, это был Том Хэнкс, а в Рождественской истории Джим Керри. То есть, они снимались как в нормальном кино и играли в Полярном экспрессе Том Хэнкс играл и мальчика, я просто видел эти рабочие материалы. Я делал текст русский к Полярному экспрессу. И вот эти очень интересные рабочие материалы, их порой выкладывают как вот в интернете я видел Камбербэтча в роли дракона. Его тоже там оцифровали да. То есть все, пластику тоже с него, где это же рисовали хоть это и художественное кино. И соответственно в Полярном экспрессе Том Хэнкс играл и ребенка, и кучу каких-то там… Бомж какой-то был и этот самый проводник. Разная пластика. Он по-разному говорил тоже. И это очень интересно было смотреть, как это сыграно актером. А потом оцифрованные они превращались в разных персонажей внешне совершенно. Поэтому когда-то это в принципе важно, когда совпадает внешность. А порой совершенно неважно. Все зависит от того внутреннего характера, который создает актер. А актер может из себя хороший актер, можете из себя вынуть очень много, опираясь на свое детство, опираясь на то, что он подглядел во время учебы ли да за кем-то, за какой-то тетушкой там я не знаю, дядюшкой. У него в копилочке очень много каких-то, где-то там на периферии подсознания что-то зреет. Потом оно переходит в сознание и человек начинает создавать некий образ… как может быть из двух-трёх человек лепить. Соответственно вслед за голосом уже ну, в случае motion capture еще и за всей мимикой и прочим да создается некий образ, которые мультипликаторы, если он очень яркий, вкусный и обаятельный, и привлекательный, естественно, ты не удержишься, но все-таки нарисуешь Винни Пуха вот таким. Хотя там тоже был такой момент, что вот чуть не хватало немножечко ускорили голос, да и тогда получился просто он Винни Пух, он получился несколько мельче, чем допустим Евгений Павлович был большой. То же самое допустим если вернуться к зарубежному… мультипликации, это было со Шреком, которого в оригинале значит озвучивал артист известной в Америке да. И по голосу известный. У нас озвучивал Лёша Колган. И он совершенно не подходил по голосу под Майка Майерса в оригинале. Он был ниже. Но он очень совпадал с внешними данными Шрека, потому что на западе о.. эти самые огры как они там или как великаны эти они значит… в их традиции… Разговаривают там допустим повыше или в данном случае в Шреке хотели такую обыграть, что вроде как он здорово говорит повыше. Но вот в русском сознании как-то не совпадал. Когда были пробы как-то не ложилось. Поэтому режиссер отстояла Колгана. Как она говорит в общем нагнула Голливуд и заставила чтобы это озвучивал в русском варианте Колган. По-моему, получилось замечательно. Очень органично и совпадающие с физическими данными, с мимикой совсем. 2-я байка про этот же мультфильм допустим Вадим Андреев, который озвучивал ослика. В безумном количестве фильмов снялся и снимается он и зверь… очень известный киноактер. И очень всегда переживает, что прежде всего ему вспоминают ослика. Потому что у кого бы он там не снимался у режиссера, он говорит Вадик, ты, конечно, прекрасный артист, но твоя лучшая роль, это ослик. И Вадик начинает, сколько можно. Начинает рас.. расстраиваться из-за этого. Возвращаясь к Карлсону, если кто-то из вас слушал, допустим, в советское время это были пластинки, сейчас они есть там на дисках или же просто в интернете Малыш и Карлсон в исполнении там Николая Литвинова. Да. Это уже несколько другой Карлсон. И я думаю, что, если бы был он, наверное, нарисовали чуть-чуть по-другому. Каким-то образом. А… у Спартака Мишулина в театре Сатиры, это был совершенно другой Карлсон. И они отличались как-то по степени детскости. У Литвинова это все-таки был такой даже все-таки некое альтерэго Малыша, которое заложено в книжке да. Все его комплексы там Малыша. Они как бы реализуются в Карлсоне. Это такая больше история для психологов, когда один положительный, а 2-й ярко отрицательный, чего в нашем мультфильме, кстати, советском совершенно ушло. И слава Богу. Почему мы запоминаем тот или иной мультфильм? Мне кажется, это зависит от яркой какой-то сочной индивидуальности артиста, который это озвучивает. Особенно когда дело касается детских мультфильмов да, то тут важно… я, честно говоря, сейчас культурный код меняется. Поэтому не знаю, на каких мультфильмах выросли часть присутствующей здесь молодой аудитории. Смотрели ли они советские мультфильмы. Да? Нет?

Голоса из зала: Да, да.

Кузнецов: Да.

Зрительница: Как аниматорам советскую мультипликацию не знать.

Кузнецов: Ну, мало ли. Вы знаете, я сталкиваюсь с тем, что даже вот с молодыми артистами и ты приводишь какой-то пример и понимаешь, что попадаешь в молоко. Мало ли. Тоже, тоже может быть. Кто-то вырос уже там, я не знаю, сплошняком уже на Симпсонах и воспринимает только такую мультипликацию да. Или или Бивис и Батхед кому-то запал краем уха в 2… И уже нет, советскую нет как бы. Все может быть. Поэтому как бы и переспрашиваю. Но я к тому, что почему в детстве запоминаются, врезаются эти реплики помимо хорошего сценария, потому что это ярко и очень сочно сыграно. Я к тому, что когда вы озвучиваете для детей, это нужно делать очень… Не за деньги, не за там не знаю даже, не просто интерес, это должно быть некое такое вот как мы в детстве учимся говорить и каждое слово она для нас очень значимо. Когда мы видим что-то. Вот я помню с двухлетней дочерью, ей было меньше двух лет мы поехали на море 1-й раз, ей никто не объяснял, что такое море, никто не говорил. Но мы едем в автобусе, слева море и она поворачивается и говорит… и это прямо вот как рождение слово такое как бы… море. Показала и точно сказала. Вот в принципе здесь тоже при озвучании нужно вот эту вот детскость в себе вернуть. Вкусность слов, когда они только начинают вот как бы да, я научился говорить дом, я научился говорить папа. Это все то, что происходит в первый раз в нашей жизни. Я имею в виду первый раз попробовали там… попробовали какую-то конфету да. Первый поцелуй. Первое свидание. Вот, как мне кажется, для детей нужно озвучивать все как будто это вот вообще в первый раз с вами происходит. Какие-то первые ощущения. Это позволит раскрыться и неким вещам в подсознании, которые дремлют. И большинство из нас не помнит уже что с нами было да, в два, в три, в четыре, в пять лет да. Это куда-то все улетело. Оно немножко как будто стёрлось ластиком. Отдельные какие-то возникают вещи. А соединиться с детством при помощи подсознания можно, мне кажется, попробовав вот эту вот… игра в слова как игра в кубики в детстве. Вот вы помните, как учились говорить, вряд ли кто-то. Я вот лично не помню. Нет. Но это заново можно попытаться пережить. Но не то, что как бы да уж совсем до клиники, но… В основе, как мне кажется, актерской профессии и сопряженные с ними профессии озвучание или там да выход на сцену, в кино. В создании мультфильма лежит все-таки игра как таковая. А игра она должна быть только от желания играть. Не на день… не на деньги да, ни в казино, а вот того, что как бы вам нравится играть. В хорошем смысле слова, по-настоящему. Мне кажется, что иногда вот ко мне обращаются люди по поводу того, что мы хотели бы озвучить… Мне кажется, я мог бы озвучивать, у меня красивый голос да. Я ха… и мне сказали, что у меня хорошо… Я умею разными голосами говорить и у меня хорошо получится озвучивать мультики. Таких очень много на самом деле тех, кто пишет и обращается. Но порой это все-таки возникает от какого-то не по-настоящему желанию играть. Это вот такое… попытка обретения самости. Отчасти может быть из-за самолюбования, отчасти из-за того, что сейчас это модно. И это в общем как-то можно быстро сделать. Выложить в интернет и обрести некую там популярность быстро. Люди не задумываются при этом профессии как таковые. Что это тоже профессия. У нас, мне кажется, все разбираются, разбираются в футболе и в том, как нужно озвучивать. Вот это все знают. А?

Зрительница И в политике.

Кузнецов: Ну, в политике я не знаю, в политику я не лезу поэтому как бы может быть. Все, все, кто здесь есть, разбираются в политике?

Зритель: Конечно.

Зрительница: У всех, кто здесь сидит есть батя, который разбирается в политике.

Кузнецов: То есть и направление мультфильмов, которые собираются сдавать, тоже политическое, больше политизированное. Ну, что делать, есть бабушки и дедушки. Но они, к сожалению, больше политизированы, телевизор сейчас тоже не выключишь. Хотя многие, наверно, не смотрят телевизор, а все больше в интернете. Что касается взрослых мультфильмов да, тут я не знаю, как нужно, как можно озвучивать. Тут, наверное, все-таки более… больше политизированность какая-то должна быть. Либо же жанр взрослых мультфильмов что они предполагают, не знаю. Возвращаясь к тому, что все могут озвучивать. Но не все же могут опять-таки… Мне очень интересно быть там хирургом или стоматологом да. Я жалею, что я не в стане… не стал им. Вот. Но сыграл допустим в каком-то кино. Вы же не придете ко мне в стоматологический кабинет только, потому что я значит три раза посмотрел, как это делается и готов вам вырвать зуб, правильно. И мне это и мне это нравиться и мне хочется пара… параллельно сейчас вот значит приходите, я открываю значит хирурго-стоматологическую клинику да. Буду сам практиковаться. Есть желающие? Да, я буду в этот момент говорить да, на ушко даже. Без всякой анестезии будем рвать зубы и тогда нормально. Но думаю, что все-таки нужно обладать неким умением. И для тех людей, кто стремится именно просто озвучивать как… как… ну, как сказать, вот этот потолок наступит очень быстро. Потому что все-таки плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Нужно все-таки пытаться разбираться в этой профессии. Пытаться не воздействовать на умы той или иной озвучкой дв. А что-то такое все-таки нести миру. Есть какие-то порой роли, допустим, которые я не сыграл жизни да. Но я их могу сыграть в том же, допустим, Геральте да вторым планом, там есть другие роли. Я не буду говорить какие, но из-за этого получается некий объем. Потому что за за этим все-таки что-то стоит помимо хорошего литературного материала. Также и в мультфильмах. Если актер, который это делает, он подспудно ну, не удалось ему сыграть, допустим, Гамлета там или Сирано де Бержерака да. Он подкладывает это за персонажем. То начинает персонаж обрастать ну, вот как айсберг одна восьмая наверху, семь восьмых они под водой. Вот начинает обрастать персонаж теми семью восьмыми, которых не видно. Вы можете о них и не знать, и не нужно знать, допустим, всей подноготной. Но вы чувствуете, что за этим что и не стоит нечто. И тогда это не просто такая характерность да там тю-тю-тю там. Вот у меня разными голосами поэтому я в общем-то да. За этим тогда будет стоять не просто характерность, а характер. Потому что характерность, это набор штампов, который в принципе можно приобрести. Но чтобы чужой штамп присвоить, это нужно уже некое умение. А сделать его еще своим, то есть на почве… на примере нескольких штампов изобрести характер и в нем долго жить и существовать, это достаточно сложно. Чтобы это было органично, вкусно и опять-таки запомнилась людям и потом цитировалось. А ведь многие советские мультфильмы узнаете наизусть и можете цитировать также и какие-то советские фильмы. И даже при помощи этого общаться. То есть мы узнаем друг друга порой по каким-то цитатам. Вот к чему я, что культурный код, к сожалению, меняется. Сейчас порой цитаты уже не узнаются молодым поколением. Но больше касается не мультфильмов, больше касается, конечно, каких-то фильмов. Цитируешь там Джентльмены удачи или Берегись автомобиля и уже нет узнавания. Волан-де-морта когда да, тогда сразу да. Волан-де-мортом тогда сразу да. Это нормально. На этом вы выросли. Родители да. Вот просто я к чему, что раньше культурный код очень долго в советское время он оставался одним, то есть мы были в одно… А сейчас он очень резко поменялся. И такой разрыв как бы поколений узнавания он, к сожалению, уходит. Я не знаю, как с этим быть. Что с этим делать. Но может быть при помощи в будущем мультипликации снова вернуть некие такие, как сейчас все ищут в политике духовные скрепы, может быть вот мультипликации, это как раз и есть такой мой мостик из одного в другое. Да.

Зрительница: (00:22:23-00:22:31).

Кузнецов: Наличие дикции правильной? Ну, чтобы Вас поняли, естественно, какая-то дикция должна быть.

Зрительница: (00:22:38-00:22:51).

Кузнецов: Ну, дополнительные уроки никогда не помешают. Дополнительные уроки по дикции никогда не помешают, потому что это в общем как бы очень важный элемент. Но опять-таки, если кто-то из вас застал Евгения Павловича Леонова и видел ли его в театре, у него была полная каша во рту. Вот честно я вам говорю, полная каша во рту. Но при этом было все понятно. Я не знаю, каким образом это достигалось, то есть как бы. Понятно было и со сцены. То есть вот как бы слышно, что человек не выговаривает. Но настолько это видимо соединялось с душой, с сердцем, настолько это попадало. И когда вы слушаете, ну, все же четко. И в Винни-Пухе четко и в других… Какие-то еще блестящие вот эти сказки по Борису Шергину. Или Шергину, как правильно. Там же все очень вкусно. И пошли они до городу Парижу. И там же все это запоминается. И никаких претензий к дикции нет. Не знаю как. В его случае может быть это исключение. Есть замечательный на мой взгляд артист Гоша Куценко, у которого с дикцией тоже в общем проблемы. Но у Гоши есть некая какая-то вот такая, вот я когда с ним сталкивался в озвучании, мало букв, но очень много сердца и много какой-то вот такой вот детскости какой-то такой. Вот вот он для меня Карлсон такой современный по своему восприятию материала. Он как раз не заштампованный, а он попытается каждый раз как-то существовать по-новому, что-то поискать. Поэтому с ним интересно. С дикцией, дикцией несмотря на школу-студию Мхат маловато. Но вот успел до того, как бы стать звездой до того, как ему сказали, у тебя плохая дикция. Хотя он узнаваем именно этим. Вот такой дикцией. Ну, конечно, лучше бы, чтобы вас понимали да, должно быть там в театре должно быть видно, слышно, понятно. В мультипликации тоже чтобы вас ребенок мог… Вот вы можете проверить на любом ребенке да. Рассказывать ему какую-то сказку, читать там на ночь да. И будет понятно как бы обратный какой-то… От… ответка будет или нет. Или он скажет так, нет, не надо, замените да. Пусть она читает да. Давай мне бабушка будет читать. Н не ты. Опять же ребёнку даже не артиста но все счит… но все как-то по ролям пытаются читать. Вот это нужно как раз в мультипликации. Некая… такой какой-то окунуться в детство как-никак для детской мультипликации. Не для взрослой про политику, который для папы да. Окунуться в детство и найти в себе какие-то вот такие точки с детством, когда вы может быть опять-таки украсть чьи-то это голоса из знакомой мультипликации. Мне кажется еще, что касается дикции, я это уже приводил несколько раз в пример и студентам был мне кажется, что звонкие согласные правят миром. Это что касается сценической речи. Если человек знает, о чем он говорит, если он уверен в своей позиции. Если он актерский все точно продумал, то у него, я вас уверяю, это я понаблюдал в кино, в театре ли, где-то на озвучании. Если человек знает, что говорит, у него согласные звонкие. Даже глухие согласные становятся звонкими. А если он не очень знает, что говорит, то тогда звонкие согласные оглушаются. И поэтому технически можно… и просто если даже за этим последить, то вы можете воздействовать на умы при помощи звонких согласных. Почему те или иные голоса в рекламе повторяются. Потому что у них больше звук… звонких согласных. И они каким-то образом видимо воздействуют звуковыми своими волнами на мозг слушателей или зрителей. И вы отличаете, что этот хороший, а этот нет. В озвучании. Поэтому если будете сами озвучивать или кого-то заставлять, помни про звонки согласные. Да. Пример? Но вот я сейчас звонкими согласными стараюсь разговаривать.

Зрительница: Наоборот.

Кузнецов: Наоборот. Наоборот. Но если вы будете оглушать, то есть если вы будете, если вы будете оглушать каждый как бы согласный, который говорите, я, во-первых, снимаю посыл и вообще стараюсь, так сложнее. Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь она завоет, то заплачет как дитя. Да. Тут в принципе все оглушено и снято действие как таковое. Внутренний посыл снят. Сейчас мой мозг сам определяет для того, где он… расстояние… которое вы находитесь. Это на самом деле еще тоже одна из ошибок, когда человек встает к микрофону озвучивать что-либо. И не он сам, а подсознание решает, что его партнер, это микрофон. А соответственно, вот если вы озвучиваете да, вот у вас микрофон здесь, и вы с ним разговариваете. И… а на экране персонажи мультипликационные ли, живые ли люди да, между ними расстояние 3 метра. А у вас подсознание думает, что партнер, это микрофон. И соответственно сразу вот это расстояние просто вы не действуете, не разговариваете с партнером. Вот нужно просто помнить, заставлять свое подсознание переключать, говорить нет, а партнер вот он сидит. Я уже говорю ему. А если бы я озвучил, я бы я уже говорю тебе мне. Тем более мне кто-то еще сказал, что чем ближе к микрофону, чем тише говоришь, тем голос звучит более классно да. И и человек озвучивает, ну, да у меня, как у меня голос звучит сейчас да. Классно правда. Человек вместо того вместо того, чтобы заниматься делом да, то есть как бы сутью того, что происходит в сцене, человек думает, как… как… как я классно разговаривал, Боже мой. Какой у меня голос, Боже. Это же просто заслушаться да. Сейчас еще что-нибудь озвучу. На самом деле такие голоса… Огромное количество прекрасных голосов и вот там в рекламе я слышу где-то. Или мультфильм. Но это сразу слышно, когда человек упивается собственным голосом да. А не занимается тем, что происходит, по сути, на экране. В сцене ли между персонажами. Помимо звонких согласных нужно учитывать еще кто где находится. То, что так вы всегда знаете, что за этим стоит. И когда незнакомые имена тоже. Вот у вас в сценарии незнакомые имена. Персонаж вам как бы ну, не очень близок. Непонятно с кем вот нужно, чтобы имя стало вашим, то, с кем разговариваете. Можно подложить кого-то из знакомых. Вообще, всех персонажей, с которыми вы разговариваете, можно развести по своим родственникам. Это моя бабушка, это мой батя. И тогда тоже будет возникать некий объем. Тот второй план, про который вы никому не расскажете, но он будет в озвучании, в анимации. Наверное, это не очень как бы моя тема по поводу, как озвучивать анимацию. Но очень важно сценарные огрехи, который присутствуют у огромного количества людей, которые занимаются кино и анимацией в том числе. Нужно помнить очень простые вещи. Когда вы будете сталкиваться со сценарием. В нем не должно быть никогда никаких причастий и деепричастий. Никаких. Это просто вот правило, которое очень простое, но почему-то его… никто об этом не думает. Мы в разговорной речи никогда не используем причастия и деепричастия. Они есть в… Они могут быть как в литературе, записаны там в любой книге. Вы можете их читать. Но когда это превращается в сценарии, и в разговорной речи мы это не употребляем. Это сразу не заметно, но это минус доверие к тому, что происходит намного будет. Вы не будете, не будете понимать в чем дело, но это все причастие-деепричастие, которые мы не употребляем. Мы все превращаем в глаголы. На самом деле. Есть замечательные книги допустим переводчица Нора Галь такая была. Живое… Слово живое и мертвое. Она там, она для переводчиков как бы все. Но это как бы и на сценарную мельницу тоже вода очень хорошо ложится. И современная книга, там пиши-сокращай, я не помню двух авторов, но они тоже на Нору Галь ссылаются. Это тексты, которые сделаны для кино, для телевидения. Посмотрите любую пьесу Чехова. Там я не знаю Островского, современ… современных хороших. Вы не найдёте там причастие и деепричастие. Потому что это минус действию, происходящему в кадре. Просто если видите, сразу вычеркивайте и переводите в глаголы. В английском языке есть вот эти вот деепричастие. И порой некоторые пытаются этой в русский перевести. Это не годится для озвучания. Для литературы да. Здесь нужно переводить. Как переводить причастия в глаголы, слова, употребляемые в ходе мастер-класса, находятся не всегда. Если ты смущаясь и боясь да. И сразу и да слова, которые употребляются в ходе мастер-класса, даже если ты смущаешься и там чего-то боишься да. И сразу не… некое другое действо. Одно литература, а другое в принципе ближе к разговорной речи. Какие-то еще примеры, нет? А? В закадровом голосе, нет, смотрите. Опять-таки в закадровом… Что такое закадровый голос. Ну, опять-таки, если это на основе какого-то литературного произведения, которое уже переведено так или иначе, и если вы хотите добиться некой достоверности, то рассказчик все-таки… Если ты возможно… Насколько это возможно, все-таки лучше все перевести в глаголы. Они воздействуют. А вот это, оно тормозит. И внутреннее действие и ну, вы будете странно относиться к человеку, который разговаривает таким как бы все-таки официальным языком суконным. К сожалению, бывают и я, насколько могу, стараюсь как бы этого избегать. Вот. И вообще там многое выкидывать да. Потому что все идет под эфир. И порой не следую своему правилу. Я просто вспомнил на днях, уже некогда было биться над этим. Порой всю конструкцию надо пере переделывать. Бывает, фабрика. И на старуху бывает проруха. Извините, буду исправляться.

…Дополнительные уроки по дикции никогда не помешают, потому что это очень важный элемент…

Мастер-класс Всеволода Кузнецова. Часть 2

Зритель: (00:34:48-00:35:13).

Кузнецов: А ну, смотрите. Вы же понимаете, что по картинке какое действие происходит. Да. Падает ли человек, взбегает ли он. Либо его бьют. Обычно в компьютерных играх вот сейчас, которые они смыкаются отчасти с порой с мультипликацией, потому что дорисовываются потом. То там прописано артистом сейчас начнут… ранили, это один звук, да. Убили, другой. Там тяжело ранили, третий. Упал, споткнулся да. Упал, одно дело ты прыгнул с метра, другое дело с двух метров. 3-й полетел кубарем. И тут нужно делать вариантами, потому что здесь не поможет личный опыт порой. Потому что мало кто падал с пяти метров, допустим. Это можно только навообразить как-то. И порой, и порой звук может быть совершенно не тем, который был бы по правде жизни. То есть правда жизни и правда искусства они разные. И мы сталкивались, допустим, вот на мультфильме Делай ноги первым. Да. Там так как они редко занимаются озвучанием, сами они, я имею в виду американцы или англичане. То есть они не озвучивают наши мультфильмы, редко да. Им для них это как все фан да, фари, фари. И там значит несколько героев они разговаривали под водой. 3, там 2 пингвина и один там еще какой-то уж не помню, королевский ли пин… Вот. И для них, конечно, американцы придумали, плагинов каких-то значит не хватило, они значит решили, что мы будем озвучивать тремя способами. Ну, говорит вот давайте выстроите бассейн в студии. Но тут, конечно, да сейчас, сказали наши. Никакого бассейна, конечно. Тазик с водой. Вот. Тазик с водой микрофон должен был дать. Но микрофон надеваете презерватив опускаете его в воду. Плюс туда же в воду опускаете полую трубу. И вот значит артист озвучивает тремя способами. То есть как бы нормальным, в нормальный микрофон. Потом значит вот этот микрофон, погруженный в воду. И плюс еще через вот эту трубу говорит. А потом наложением. И у вас будет вот ощущение, что он вот под водой. Хотя все это уже изо… изобрели обработки, которую можно достичь и без этого. Но каждое утро мы приходили к начальнику значит со звукорежиссером. Я был режиссёром дубляжа этого мультфильма. Вот. Он выдавал из тумбочки презерватив. Звукорежиссер шел значит надевал значит на презер… презерватив вот. И приехал, я к чему это, и приехал оттуда супервайзер, которому, а я говорю, а зачем вот это все как бы да. А он как бы да it’s fani? it’s fani. It’s o’key. It’s fani. Fani да. И начал ещё про то есть как бы физика там, пингвины падают и прочнее. И ну, говорю, а что же вы своего-то у вас вот там артист, сейчас вот я забыл фамилию. Слышно же, что он у вас не падает, то есть когда вот он писал там и прочее. А от нас вы требуете, тут чтобы был мувмент сплошной да. А когда пингвин падает значит с десятиметровой высоты, нам пойти артиста подвесить? Как бы. И сбросить его, чтобы для ощущений. Это все можно как бы сыграть на самом деле, но тут он как бы замялся и сказал ну, надо изобретать звуки. И тут очень важно уметь отсечь лишние, как мне кажется, вот в этих звуках. Они могут быть самые разные. Вот должно быть что-то такое, что работает нетривиально. Вот если в этом… смотрели? Хотите попробовать? Ну, да. Как? Тут как раз есть звуки, когда показывается кусочек из первого фильма. Кто-нибудь хочет?

Зритель: Я хочу.

Кузнецов: Да. Материал знаком?

Зритель: (00:39:28-00:39:43).

Кузнецов: Тогда задание такое. Я не… мы не будем давать оригинал лучше.

Зритель: А…

Кузнецов: Да. Вот там есть два бандита, которых задержали. Они в начале испугались кого-то. Ну, приведения. Да. И от него убегали. Вот просто глядя на экран и отталкиваясь от того, что происходит на картинке, не ориентируясь на оригинал, мы по его не дадим. Будет без звука, можно да.

Зритель: Да-да-да-да.

Кузнецов: На… наушнички. Прям не-не, сейчас, сейчас. С мо… с момента это будет вот чуть-чуть-чуть раньше вот-вот да. Да. Озвучим? А потом второй. Кто будет вторым? Девушка да? Хорошо, тогда это будет бандит, который поменьше. Вы за длинного тогда. Там их два.

Зритель: Каким я…

Кузнецов: Сейчас, минуточку. А сейчас, вот который продолговатый, а девушка будет который значит…

Зритель: Понял.

Кузнецов: Прямо вот так с ходу можем?

Зритель: Попробуем.

Кузнецов: Не глядя на картинку а вот как бы, а вот то, что вы видите, только чтобы не слышал как… от… без звука да?

Мужчина: Небольшой запасик впереди идет и прямо, как только появились бандиты на экране.

Кузнецов: Девушка там пьет чай значит и смотрит теле… телепередачу про экстрасенсов.

Мужчина: Готовы?

Зритель: Давайте.

Мужчина: Поехали.

Зритель: (00:41:16-00:41:55) Озвучивание мультфильма междометиями.

Кузнецов: На другую дорожку можем да? На другую дорожку. Девушка, девушка это, это будет помогать, куртка она помогает как-то?

Зрительница: Нормально.

Кузнецов: Хорошо.

Мужчина: Так, с того же места. Его даю своего, коротенького.

Зрительница: Ага.

Кузнецов: Да, за второго.

Зрительница: (00:42:29-00:43:07) Озвучивает мультфильм междометиями и отрывистыми фразами.

Кузнецов: Можем послушать да.

Мужчина: Да-да.

Кузнецов: Сразу двоих.

Мужчина: Обоих слушаем.

Кузнецов: Получится это?

Мужчина: Да-да-да.

Кузнецов: А потом послушаем оригинал.

(00:43:38-00:44:15) Демонстрация озвученного фрагмента мультфильма.

Кузнецов: К вопросу об отборе звуков. Что же было в оригинале. Можно увидеть Дмитрий да.

(00:44:29-00:45:08) Демонстрация фрагмента мультфильма.

Кузнецов: По идее да. Но в оригинале видите решено большей частью на музыке да. И есть принципе только 3-4 звука, которые совершенно выбиваются, они неожиданно в конце вообще просто детский плач как бы предложен да. Но они работают, потому что они очень точно точечно выбраны. Чтобы звуки работали, звук это как гэк некий да. То есть его можно понаделать много, но, чтобы он попал и было смешно. Не только, потому что человек делает в первый раз, и чтобы было смешно и каждый раз смотреть было смешно, нужно очень точно их отобрать по задаче. Даже в принципе включив воображение любой артист может достичь неких голосовых… Причем лучше каких-то нестандартных. Не тех, что вот мы падаем, да и какой-то стандартный звук должен быть. Вот может быть что-то нестандартное, такое, что вот нарочно не придумаешь. Не из головы, а вот… Опять-таки воображение если открыть себе довериться… Вот вы сейчас, когда шли, вы как бы немножечко себе не доверяли. Вот так как бы на ну, то есть захотели, но молодой человек получился. Вам больше скажу, японского мультфильма, такой ого-го-го… оро-ро, да вот. А девушка поначалу мне даже показалось, что она пытается Карлсона озвучивать как привидение. То есть в принципе да, не боялась. Но потом вроде перешла да, мигрировала все-таки в этого, бежим, бежим, бежим.

Зритель: А можно вопрос?

Кузнецов: Да.

Зритель: Суть в чем? Актер должен подготовить определенный набор звуков. Смотри, я буду говорит роль и тем самым составить некий (00:47:06-00:47:06) которым я потом буду пользоваться. И в данном случае (00:47:05-00:47:16).

Кузнецов: Я ду… я думаю, что в данном случае может идти речь о неком наборе штампов, которые есть уже у вас да. Вы их можете записать на листочке, с одной стороны. Но штампы могут меняться. Вы меняетесь. Вы сегодня другой. Поэтому не нужно себе отказывать в удовольствии приобрести лишнее количество штампов да вот соответственно. Есть есть какое-то умение не… некие звуки, которые делаете только вы, можете их эксклюзивно там как бы дозировано предлагать режиссерам. Есть что-то… режиссер вам предложит поставить такую задачу, что у вас родится звук некий такой неожиданный совершенно. Потому что как бы, если вы будете придерживаться только все время как бы сейчас я вот только свои штампы, которые уже у меня есть пытаюсь выдать да. То вы себя сразу на 30 процентов ограничиваете. Вы себя не открываете в этот момент. Вы пытаетесь как бы только показать то, что у меня есть. А нужно прислушаться к самому себе. Вот сегодня я такой да. И соответственно сегодня упаду с десяти метров по-другому. Либо щеку… Хорошо, есть артисты, которые действительно коллекционируют походки, смех ли да. Вот он соответственно себе либо это в копилочку где-то заносит. Есть огромное количество людей, с которыми мы сталкиваемся в ходе жизни. Официанты ли, водители такси да. И у некоторых актеров они как бы идут в копилочку. Именно их смех, манера разговаривать. В какой-то момент это можно использовать. Вот. Получилось у меня ответить отчасти на…?

Зритель: Да.

Кузнецов: Есть смотрите… Я по поводу девушки допустим, когда спросил по поводу куртки. Так как сейчас микрофоны очень чувствительные то очень на самом деле при озвучание нужно следить за тем, что вы надеваете и что вы едите. Потому что соответственно большое количество кофе шоколада и там орехов, печенья сухого ведет к обильному слюноотделению. Или там чай с лимоном да. Несмотря на современные слюна вырезалки и прочие программы все равно это не есть хорошо. То есть лучше если вы озвучиваете какую-то романтическую сцену в мультфильме и перед этим поели лука да, у вас нет партнёров в этот момент. Это я понимаю, когда на сцене артисты встречаются, им играть поцелуй, он поел лука да. А она значит должна играть любовь, это выбивает напрочь. Но здесь вы выбиваете собственное подсознание, вкусно поев жареной картошки с луком пойти озвучивать какую-то такую сцену. Само подсознание вам сразу как бы вас отрежет ваши возможности процентов на 30 и больше. Вы не сможете сыграть то, что вы могли бы сыграть. Даже в озвучании. Если вы неудобно одеты, если на вас шуршащая одежда в официальной как бы студии. Это все опять-таки вас будет каждый раз останавливать, потому что любой шуршик слышно. И этот парадокс, когда нужно быть безумно как бы свободным, но при этом ограниченным в движениях. Шуршащая рубашка из какого-либо шуршащего материала, кожаные брюки они вас самих будут выбивать даже потом. То есть нужно думать о том, как бы, каким образом одеваться. Озвучивать стоя или сидя на самом деле. Сидя по-любому уже диафрагма немножко зажата. Да. Стоя все-таки у вас есть возможность двигаться. Нужно ли озвучивать лежащего персонажа лежа. Это тоже большой вопрос на самом деле. Либо это в зависимости от характера… Либо это можно сыграть. Либо все-таки попробуйте озвучивать лежа. Такие тоже примеры были. Пробовали озвучивать лежа. Но у хороших артистов вот эта разница слышна минимально. От нас тут недавно ушла замечательная Александрова Ивановна Назарова, которая и блестяще озвучивала и мультфильмы, когда была травести и когда еще детей озвучивали артистки травести в старые времена. Совершенно прекрасно она в Бенджамине Баттоне озвучила больную… Главная героиня, когда уже лежит при смерти, ее для этого не нужно было укладывать. Она как бы сама все… вот мышечная память артиста хорошего да, она ему подсказывает как действовать в той или иной ситуации. Поэтому если вы ему правильно обозначите задачу, даже если он не увидит экран, хотя это, конечно, так сложнее. Когда ты видишь, так проще воображению. Но все равно она ему подскажет какие-то интересные, нестандартные вещи. Да.

Зрительница: Актерам как удобнее играть. Когда один актер отыгрывает роль или когда их несколько сразу.

Кузнецов: Сразу присутствуют в сцене?

Зрительница: Ну, да-да.

Кузнецов: Но нет смотрите, если, если мы, если мы говорим об озвучании мультфильма но этапе до того, как он нарисован, конечно, лучше бы чтобы это было вместе. Потому что химию партнерство ничто заменить не может. И в советские времена даже вот зарубежные там фильмы все озвучивали вот кто был занят в сцене все и озвучивали. Сейчас, к сожалению, из-за… я имею в виду дубляж, не производства оригинальное да фильмов или мультфильмов. В ду ближе, к сожалению, нужно озвучивать по одн… по одному человеку, потому что там куча технических за dolby digital там и всех этих там dolby atmos и прочее. То есть как бы там имеет значение. Вот разный посыл будут у партнеров да, а они разного роста. Там вот выстраивает звукорежиссер микрофон по-разному. Но если вы это делаете на этапе до того, как вы нарисовали, тут могут родиться какие-то такие вещи в сцене, которые нарочно не придумаешь. Вот каком-то дубле артисты могут выдать те, кто озвучивают, заводясь друг от друга. По одиночке то, что ну, как бы вал… не сработает. Поэтому, если есть возможность, то да. Если есть возможность потом, когда нарисовали, а что-то нужно переписать, то лучше вызвать и допереписать. К вопросу, а все ли обращают внимание на синхрон в мультфильмах особенно да? Обращайте? И? Видно не синхрон. А почему он…, а почему он возникает? Вот как… вас это как-то ломает при просмотре мультфильмов?

Зрители: Да. (00:54:06-00:54:14) И в иностранных мультфильмах…

Кузнецов: Не коробит.

Зрительница: Ну, нет. Хорошо, когда совпадают допустим гласные с какими-то фазами рта. Но ты понимаешь, что актер не всесилен и можно перерисовать.

Кузнецов: Можно Дим включить вот Карлсона с самого начала после, как он стоит на…

Дима: Самое начало ролика?

Кузнецов: Да, Карлсон с самого начала. Вот самое начало вот буквально ну, может быть да. Если отсюда да.

(00:54:43-00:54:51) Демонстрация фрагмента мультфильма.

Кузнецов: Слышали его сейчас хорошо? Раневскую? А за губами кто-нибудь смотрел?

Зрители: Да. Она пила чай. Ничего не делала.

Кузнецов: Там в губах этого нет вообще. Но тем не менее никто из вас не обращает на это внимание. Более того а? С детства обращал? Да, да.

Зритель: Она же жует.

Кузнецов: Она пьет чай да. Я думаю, настолько боялся тот самый мультипликатор, что Фаину Георгиевну он просто не позвали ее, видимо, доозвучивать в другом месте где-то. Поэтому он не стал менять картинку под синхрон, под Липченко как есть. На самом деле, если вы посмотрите внимательно большинство там, большинство советских мультфильмов, я не знаю каждую… каждый раз причину, какая-то своя. Но там очень много закоротов, в том же Карлсоне. По Липсингу. Но это не мешает вам, почему? И даже вот молодого человека только значит с детства да. Поэтому пошел в мультипликацию. Потому что это сыграно очень органично на самом деле. Потому что это вот по живому звучит и не возникает никакого… Ну, нет губ и бог с ними. Ну, есть после этого еще какой-то шмяк губами, но даже мысли не возникает. В Маугли полно таких закоротов. Если внимательно смотреть. Это уже когда становишься взрослым и ты постоянно связан с тем, что губы губы, губы, губы. Нужно чтобы на текст совпадал с губами да. Как бы чтобы очень точно смыкание там, все. Гласные чтобы значит это было, соответствовало. И начинаешь замечать. Но опять-таки я поймал себя на том, что мне этот синхрон по барабану, если это сыграно органично. В огромном количестве фильмов вы увидите, что там переозвучивалось, потому что артисты видимо неправильно текст говорит на площадке. Но из-за того, что они говорят это органично это незаметно, если только вы не специально этим занимаетесь. Лепсингом. Да.

Зритель: (00:56:59-00:57:01).

Кузнецов: Нет, это я имею в виду внутренне органично сыграно. Не нарисовано, а как бы в озвучании сыграно органично. Настолько органично и вкусно, безобразие, совершенно невозможно смотреть да. Это можно пересматривать сколько угодно раз. Смотреть ушами на это. Не будет, но лично меня не выбивает. Может быть, конечно, вот есть. Да.

Зритель: Просто это видно.

Кузнецов: Это видно да. Но я ну, да (00:57:31-00:57:38). Ну, но это даже не косяк я думаю, я даже не косяк да. Я думаю, просто на просто да, да.

Зритель: А если Вы говорите, когда об оригинальном производстве какого-то анимационного фильма. Предположим, технологических ограничений никаких нету. Как Вы считает, вот для Вас лично какой бы подход был лучше, именно сперва записывать озвучку да, а потом бы уже рисовать. Либо озвучивать именно уже отрисованное? Предположим, технологических ограничений нету. Вот именно с творческой точки зрения.

Кузнецов: Но но было бы, наверное, интересно все-таки заранее озвучивать, что-то изобретать, особенно когда человек знает, чего хочет. Бывают режиссеры, которые не знают, чего хотят. Да. И начинают метаться из стороны в сторону. Интереснее мне кажется все-таки заранее. А потом после того, как мультфильм нарисован, может быть какие-то моменты все-таки лучше доделать. Не все, но вот какую-то основу можно придумывать. Потому что когда прокрустово ложе синхрона вы уже сделали особенно как сказать, но бывает так, что из-за недостатка там средств или каких-то вот технических да ограничений сам режиссер или сценаристом набормотали, под это нарисовалась. Вот из этого потом очень сложные ритмически выйти. То есть если вы озвучивали, когда все, да и текст изначально черновой сделали, подрезав себе все гласные немножко, то есть вот так наговариваете, то есть и у меня персонажи говорят так да. И не получается… а? (00:59:14-00:59:16). Молчи грусть, молчи. Наверное, наверное. Петр и Феврония такой переходящий был проект на эти по разным этим самым по поиске смысла и голосов да. В результате непонятно для чего. Ну, и потом из этого выйти очень сложно, когда ритмически все сделано в одинаковых темпоритмах, а все-таки сценарно это должно отличаться речь… Один говорит так, другой так. Банк… Князь говорит по одному, а богатый купец по-другому. Как бы манера речи другая. Паузы в других местах. А вы уже нарисовали под это. Очень сложно из этого выйти. Многие режиссеры и в кино, когда они снимают девушку продюсера, очередную любимую девушку продюсера да, который ничего не сыграть не может, не заплакать да. Они думают, что они потом на озвучании все исправят. А вот это очень сложно сделать из каменного лица, вот который уже говорит только так и не иначе, из этого сложно создать живого человека. Поэтому тут очень нужно быть внимательным с черновой начиткой. Лучше позвать какого-то ну, вот хорошего, мне кажется, одного артиста, который на разные голоса. Вы по придумывайте характерности, а потом уже, когда будете все нарисовано, тогда уже будет проще. Либо если вы… есть возможность заранее. Да.

…Голос напрямую связан с мозгами. Как мне кажется…

Мастер-класс Всеволода Кузнецова. Часть 3

Зрительница: (01:00:44-01:44:49).

Кузнецов: Навыки я не расслышал, навыки чего?

Зрительница: Вокалиста.

Кузнецов: Навыки вокалиста. Ну, смотрите, обычно из практики все-таки артисты мюзиклов в звучании, даже если они в первый раз приходят, им проще, потому что они слышат. Музыка. Но все-таки музыкальный слух и речевой это некие два разных слуха. У меня вот с музыкальным проблема. А речевой смею надеяться все-таки небольшой есть. Но людям музыкальным, мне кажется, проще, потому что они ритмически слышат больше. То есть навыки в плюс. Но необязательно. Ответил.

Зрительница: Вопрос о навыках. Как вообще подготовить голос для работы при озвучке. То есть приходишь на рабочее место нужно озвучить. Как подготовить голос…

Кузнецов: Ну, смотрите. Голос напрямую связан с мозгами. Как мне кажется. Есть огромное количество, опять повторю, огромное количество людей с очень красивыми голосами. Ему в офисе значит в 35 лет говорят, слушай, а что ты здесь делаешь. Не будь программистом, тебе нужно что-то озвучивать. У тебя такой красивый голос. А куда девать мозги? Понимаете? Есть разные опять-таки методики сценической речи, которые помогают развивать голос. Нужно понять, где у тебя находится твой средний регистр твоя середина да. И тогда уже от нее ты можешь понять, насколько ты можешь пойти вверх органично и насколько пойти вниз органично. Есть такой ну, допустим артист Игорь Костолевский, наверное, те, кто постарше помнят. Ну, вот Игорь Костолевский у него был, когда он учился в театральном училище, у него был высокий голос достаточно который немножко с его внешностью не клеился. И он себя искусственно заставлял говорить ниже, ниже. В начале над ним смеялись, а потом эта искусственность перешла в органичность. И этот голос для него стал органичным. И не только для него, но и для всех окружающих. И у него теперь красивый бархатный низкий голос. Каким образом готовить тут уже у каждого еще свое на самом деле. Как говоря тут вот оперные голоса значит ну, голос спит утром, да и он просыпается только к одиннадцати. Я не оперный певец, может быть у оперных так, не знаю. Что касается людей, которые озвучивают, я стопроцентно на собственном примере уверен, что это не так. Голос просыпается тогда, когда ты его разбудишь вот, он не спит до 11. Он, если у тебя озвучание в 3 часа ночи, и ты встанешь за полчаса до этого да, то он будет спать естественно. Потому что спят мозги. А если у тебя озвучание в 3 часа ночи, и ты заранее встанешь в час и начнешь себя готовить к этому, то все проснется. Главное, чтобы проснулись мозги. Тогда просыпается артикуляция, тогда просыпается за ним голос да. Ты начинаешь себе распеваться ли, разминаться на каких-то речевых характеристиках и приезжаешь уже готовый. Неважного во ско… Это не то, что физически в этот момент как бы не было, голос спит. Ничего подобного. Спят мозги. Вот их нужно раскочегарить, разбудить. Вот. А там уже в зависимости от того, как я… Вот я там все время говорю, я там холодную воду пью по утрам. Но это у меня идет из детства, потому что я родился в городе Алма-ате. Там холодная вода, которая в кранах присутствует, она течет с ледников, она была… То есть это не для всех работает. Но, с другой стороны, это из-за того, что я пил с детства у меня естественным образом, наверное, произошла некая закалка организма. Поэтому для меня это нормально. Я, практически, то есть не болею. Тьфу-тьфу-тьфу. Да.

Зритель: Вы всегда своим героям оппонируете, когда озвучиваете. Или бывает расходитесь с ними характером, убеждениями и прочее.

Кузнецов: Оппонирую?

Зритель: Да. Ну, как Вы к ним относитесь к своим персонажам? Вы всегда к ним положительно проникаетесь их проблемами, характерами. Или Вы можете конфликтовать с ними и Вам приходится представить это все?

Кузнецов: Конфликтовать обычно приходится с теми, кто стоит за этими персонажами иногда. Либо какие-то заказчики, либо как бы… Ну, с режиссером бесполезно конфликтовать да. То есть как бы если по-настоящему конфликтовать да, ты можешь выбить себя. Нужно сделать так, чтобы режиссер бегал по потолку, а не ты. Потому что если ты себя, ну, то есть выйдешь из себя, то это опять-таки ограничит твои возможности. Если режиссер будет бегать по потолку, то ты может от него подпитываться. Бывает артист приезжает, но ты приезжаешь, это не то, что специально сделано. Если бы вот режиссер не знает, что он хочет да, с одной стороны. Либо есть режиссеры, которые любят порежиссировать. То есть ради самоудовлетворения ради каких-то своих амбиций. Либо перед продюсерами. Вот он продюсеров нет он как бы работает по одному. Когда про… продюсер, он начинает как бы доказывать свою значимость. Что вот он не зря здесь как бы занимает свое место. И это не только режиссер, а еще было там в рекламе, которые в принципе как бы мультфильм же может быть как бы и реклама да. Огромное количество приезжает непонятных людей, которые каждый значит хочет поучаствовать. Что не зря ест свой хлеб. Вот тогда нужно каким-то образом включать, я имею в виду артисту, танк да. Ни в коем случае чтобы не заработать на этом какие-то комплексы. Я сейчас какие-то тайны выдаю как бы. Как со мной работать. Артисту нужно быть, с одной стороны, очень ранимым да, и эмоциональным, чтобы это передать персонажу. И в то же время иногда иметь бронетанковую шкуру, потому что люди, которые по ту сторону от актера порой не понимают психологию артиста. И думают, что и кнут, и пряник работают. Что если человека унижать, то от этого каким-то образом родиться что-то интересное. Ничего подобного. Я в своей жизни на практике встречал таких садомазохистов среди артистов, но только человека четыре, на которых там накричишь или которым действительно нужен кнут. Только каким-то… любовью, только какой-то добротой. Тогда у артиста появятся крылышки некие, откроются чакры, он будет открыт космосу и родятся вещи, которые вы даже не предполагали. Есть режиссеры, которые приходят на работу они себе уже… у них уже все выстроено. Они интонацию знают до точности. Вот я точно такую да соответственно знаю да. Годами можно работать, чтобы достичь вот этого идеала и не достичь. Либо сделать 30 дублей. Достигли того, что режиссер хотел. Во второй реплике достигли той интонации, которой режиссер хотел. В 4-й, в 5-й все, через 30 дублей. Все складывается вместе, и оно мертво. Потому что это создавалось из вот где-то из головы. Человек не ухватил. Он не был сопартнером актеру в этот момент да. И исчезает тот, скажем воздух между слов, который должен быть, та атмосфера, некая атмосфера на площадке ли, у микрофона ли, когда вы работаете с артистом. Вы можете его только заразить своей любовью к персонажу да. Можете ему передать некое, он почувствует, особенно хороший артист он почувствует, что вы хотите этим сказать. Этим мультфильмом, этим материалом. Только сделать его своим сторонником можно. Насильно сделать сторонником только на политическом митинге.

Зритель: (01:08:59-01:09:52).

Кузнецов: Боль… большей частью да, наверное. А так в каждой если это действительно попало, то это не значит, что не нужно идентифицировать как бы персонажи исполнителя. Какая-то частичка безусловно есть. Но это не значит, что все целиком. Также, как Микеланджело лишнее отсекал, так и в принципе артист может прийти да. Он может, не зная материала и он тоже может все свои несыгранные роли в это потащить тоже. Его тоже нужно тогда нужно аккуратно бить по рукам. Но не бить, а так, любят да. Но чтобы вот все, все, что не сыграл, туда не тащил. В конкретный.

Зритель: Спасибо.

Кузнецов: Отсекать. Да.

Зрительница: (01:09:52-01:10:03).

Кузнецов: А не до конца понял. Разница между…

Зрительница: (01:10:07-01:10:10).

Кузнецов: Заграничного.

Зрительница: Ну, наверное, да. Потому что если раньше (01:10:16-01:10:21).

Кузнецов: Ну, я имею ввиду домашнее производство.

Зрительница: Домашнее.

Кузнецов: Если зарубежное, только когда уже приходит материал с английскими артистами да.

Зрительница: (01:10:31-01:10:36).

Кузнецов: Да. Попробуйте.

Зрительница: Я?

Кузнецов: Ну, да. За Фрекен Бок.

Зрительница: А?

Кузнецов: За Фрекен Бок.

Зрительница: За Фрекен Бок?

Кузнецов: Ну, да. Она же не обязательно должна говорить голосом Раневской. На пластинке говорила дру…, на пластинке была другая артистка. Тональность не та? Мне виднее. Прям сначала можно Дмитрий.

Дмитрий: С самого начала?

Кузнецов: Ну, вот я имею в виду вот с этого безоб… ну, или нет. Можно после после жуликов.

Зрительница: Вот здесь?

Кузнецов: Да-да-да. Наушнички. И тогда можно дать оригинал, чтобы попадать нет.

Зрительница: Правый, левый? Неважно?

Кузнецов: Неважно. Это как удобнее.

Дмитрий: Так, послушайте оригинал, не громко вам? Нормально, негромко, не глушит?

Кузнецов: Громковато нет.

Зрительница: Может быть немножко погромче.

Кузнецов: Но может быть такое понимаете на Союзмультфильме подвисли цифровые архивы да. И надо восстанавливать. Раневской уже нет. Да. Звуковое восстановление мультфильма. Такое же может быть.

Зрительница: А как же имитаторы?

Кузнецов: Имитаторы.

Зрительница: Которые могут близко пародировать да.

Кузнецов: Если вы знаете историю про то, как советские мультфильмы продавали на ДВД в Америку, связанную с Олегом Видовым да. И они, к сожалению, переозвучивались. И одно время потом эти варианты озвучания показывались на каком-то на каких-то телеканалах, это было ужасно, потому что ну, во-первых, там те артисты уже несколько раз покаялись современные, которые переозвучивали. Потому что погоня за длинным рублем как бы и… Никто не видел да такие варианты? На русский же язык просто переделывали, потому что для ДВД не могли дорожки как бы да. Это было бы ужасно. То, что они это делали быстро некачественно и да, там все было очень плохо. Но это, к сожалению, вот когда продавали одно время. Сейчас, по-моему, права все ушли обратно. Но одно время Союзмультфильм на несколько лет продал права, и они переозвучивались. Так что на озвучку прав не было, на мультфильмы были. Да. попробуем?

Зрительница: А можно сначала послушать?

Кузнецов: Да, конечно, лучше послушать. А я потом. Можно только в наушники дать. А я пока… Нет, только в наушники.

Дмитрий: А, только в наушники.

Кузнецов: Нуда. Чтобы да А? Цифровая музыка. Ну, потому что это все было за три копейки как бы да. Люди отхватили проект и решили на этом срубить. Дальше посылай звук. На самом деле проблема современных петличек в кино тоже существует. Когда артисту петличку сунули да, он уже в общем как бы разговаривает без партнера. Яркий пример Том Иванович Круз. Вот он как бы в принципе ему партнер не нужен да. У него петличка есть здесь и очень тихо говорит так на петличку совершенно не действуя. Главное, что крупным планом так и так вот. И действие уходит. Человек раз… ну, организм привыкает к тому, чтобы не действовать да. Да нет, зачем мы им нужны, Господи. Что там, что, где, да нет, ну, что вы. Что для них существует весь остальной мир? Нет, конечно. Это наши уж тут домашние игры, когда то один, то другой как бы озвучивает. Это все нет. Можем себя тешить надеждами, что да, конечно, вот сейчас они… приедет обязательно, встретятся. Что да он жаждет переслушать все страны да. Причем говорит, присылайте, чтобы я очень хочу и теперь сейчас теперь, или в Румынии дублируют да пожалуйста, румынский голос мне дайте послушать. Нет, нет. Можно еще чуть-чуть. Так сейчас простите. Один вот там можно если видно пальцем. Ну, можно, можно. Девушка параллельно работает да.

Мужчина: Дайте голос.

(01:15:14-01:15:35) просмотр фрагмента мультфильма.

Кузнецов: Но что касается но вопрос, вопрос кастинга да, скажем так. Но английский голос Джонни Деппа порой не соответствует самому английскому голосу Джонни Деппа. В разных, в разных ролях он разный. Потому что он как бы… Джек Воробей он был один. А там я не знаю, в последних тварях был другой. Все зависит видимо от того, женщина, которая рядом. В жизни в этот момент. Я не шучу. На самом деле. От разных обстоятельств человек придумывает и… Момент кастинга. Вы точно так же, когда вы создаете мультфильм ваше право сомневаться. И не всегда вы понимаете, что именно этот артиста озвучит как бы ваш мультфильм хорошо. Либо будет соответствовать. Не бойтесь, на самом деле даже бесплатный кастинг совершенно спокойно как бы артисты на это пойдут. Потому что мультфильмы для каждого, когда увидите мультфильмы, для каждого из людей, особенно из артистов, это нечто особенное. И у всех есть дети и каждому хочется в принципе да какой-то кусочек чтобы от него в мультфильмах в детстве остался. Я вас уверяю, что, если у вас не будет бюджета… какой-то, но нужен будет кастинг, артисты придут с удовольствием. Но может быть, не считая самых мега звездных каких-то. А что касается зарубежных мультфильмов, как кастинг происходит, в зависимости от прокатчика делаются пробы от трех человек и больше. На каждую роль. Отсылаются и там уже есть специальный супервайзер, который… но она большей частью сидит в Лондоне. Знает как раз много языков. И он даже русский в том числе. Отчасти по ним и даже скрывает что он хорошо знает да. Показывает, что вроде только понимает, на самом деле хорошо понимает. И вот и он уже как бы выбирает в зависимости не всегда это от звуковой волны и стопроцентной похожести. Но от умения попасть в характер. Попробуем? Да. Да. Тишина в зале, запись.

(01:17:40-01:18:13) зрительница озвучивает фрагмент мультфильма.

Кузнецов: Но смотрите. В принципе синхрон не очень важен на самом деле да. Потому что позволяет программа синхронить очень просто, если мы уже по готовому озвучиваем. А чего не хватает, и не хватает опять-таки, ну, так как девушка делает это в первый раз, для первого вообще хорошо. Естественно тихая. И вот та проблема, партнер-микрофон. Да. Она присутствует. Даже сейчас сделали погромче, но посыл-то от этого совсем не появился. То есть с реальной Матильдой да, она находится гораздо дальше. Может быть помогли бы еще вот как пластика, которая есть у Фрекен Бок да. То есть вначале она разговаривает так, чуть перекрывая, потом говорит. То есть все это тоже поможет. Кто-то хочет дальше побыть Малышом или Карлсоном. Лес рук, да. Ну, да. А? Будет взрослый малыш? Хорошо. А можно быть не Малышом тогда да. Не, не Малышом, ведущим, пока у нас тут да. Ведущий тут прям как… А? Не ведущего? А ведущий тоже персонаж. Причем очень яркий. У нас есть еще да пять минут. Да, да. Не знаю. Ну, видимо, потому что она… Я думаю, что она делала хорошо и органично за единицу времени. Ну, да. Может быть, потому что современным режиссерам того времени она была близка, удобна. Не только же она озвучивала. Были другие артистки. Замечательно Мария Виноградова озвучивала много. Ну, что делать. Но дети, дети сейчас всё больше и больше. Да-да. С… итак дорогие друзья.

Зритель: Просто начинает не сразу.

Кузнецов: Ага. Чуть-чуть раньше. Да. Дети, естественно, сейчас дети и в кино в… играют и озвучивают сами себя. И в анимации я думаю тоже лучше современный мир как бы, и дети работают хорошо. Я думаю, что они… Есть дети прям гениально. Потом вырастают и куда-то это все уходит. Да, да. Вы уже говорите, а просто озвучиваете, а ну, сейчас. Сейчас молодой человек ведущего запишет. Да. Но вначале я стал артистом на самом деле. Когда мне было пять лет или шесть лет, да мы с родителями праздновали Новый год в горах. Я там был единственным ребёнком. И я этим взрослым, который там присутствовали, выдал монолог Райкина, если опять-таки кто постарше помнит, когда, добрый вечер, я холостяк, мне 48 лет. Там такой… А да, да-да-да-да-да. Минус подоходный, минус сто. Если меня в теплом месте прижать к теплой стенке, то со мной еще очень и очень можно поговорить о природе, о поэзии и о вас женщины. Да. Вот в 6 лет то есть я не выбирал как бы профессию. Она, наверно, выбрала. Потом как пародировал в школе. Поступил в театральное училище. И в этом же театральном училище находилась студия Пифагор. Когда я уже был молодым педагогом, то получилось, что я случайно попал к одному режиссеру. Как раз шел мультсериал Русалочка. И вот таким образом я попал в озвучание. Хотя просился раньше. Но не пускали. Попробуем?

(01:22:44-01:23:03) Зритель озвучивает фрагмент мультфильма.

Кузнецов: Ну, у нас есть 5 минут еще да? Ребята да? Или там следом уже. Что у нас, 5 минут да. Ну, давайте тогда пару репличек Карлсона и Малыша. Вот девушка была малышом, а молодой человек Карлсоном. Сразу, давайте попробуем сразу. Из-за просто из-за лимита времени можем тогда дать на… на динамике. Да, вот прямо отсюда.

(01:23:42-01:24:12) Фрагмент мультфильма.

Кузнецов: Стоп. И там там идет перебивка. Попробуем?

Зритель: Ну, давайте.

Кузнецов: Ну, по отдельности тогда. Сначала девушку. У нее текста меньше. Да. Лучше теперь наушники. А потом Вас. Да.

Дмитрий: Готовы?

(01:24:36-01:24:58) Зрительница озвучивает фрагмент мультфильма.

Кузнецов: Да и Карлсон. Как уже. Я только готовилась, готовилась уже все прошло да. Текст закончился да. Есть, есть шанс войти в историю на самом деле. Чуть-чуть.

Дмитрий: Готовы?

Кузнецов: Нормальные современные темпы. Готовы? Да. Все. Карлсона озвучим на века да.

Дмитрий: Поехали.

(01:25:26-01:25:51) Зритель озвучивает фрагмент мультфильма.

Кузнецов: Да. Ну, и послушаем тогда. Начиная с… Сейчас Дмитрий быстро отсинхронит. Послушаем начиная с японских бандитов, которые, которые были, включая Фрекен Бок, ведущего и дальше да. Вы понимаете все это на живульку да. Потому что даже как бы полтора часа никакой практики не дают. Как таковую. При том, что современные гаджеты, как мне кажется, современные торрент там и прочие позволяют вам совершенно бесплатно тренироваться на великих артистах. Если вам действительно хочется самим научиться озвучивать, пере… перетаскать от них все хорошее, что может быть. Чтобы это получалось вкусно и спокойствие… И вот чтобы это получилось вкусно, да и оставалась на века. Чтобы можно было цитировать. Попробуем? От жуликов, да. Жулики ушли, по-моему, нет? Часть жуликов.

(01:26:59-01:28:39) Демонстрируется заново озвученный фрагмент мультфильма.

Кузнецов: Ну, мне кажется можно похвалить тех, кто вышел как бы не боясь совершенно в первый раз. При том, что при огромном количестве зрителей в спину. Обычно озвучание, это все-таки дело такое, интимное. Потому что та энергетика, которая сзади, она как бы больше смущает, чем способствует. Да. Обычно все-таки в озвучании присутствуют допустим режиссёр, звукорежиссёр и артисты. И тогда энергетика все-таки другая. Поэтому молодцы, что вышли. Конечно, присвоить себе персонажей сразу не удалось. А вам спасибо, что пришли, но мастер. А там можно только по… когда шевелись плотва, и не как вы не научитесь. Это уже несколько другой какой-то голос и мысли.

Заказать озвучку, дубляж

Все проекты Всеволод Борисович Кузнецов оценивает лично. Сотрудники сайта не принимают участие в процессе оценки, записи голоса и озвучивания материалов. Все работы проводятся на партнерской студии в Москве.

Внимание! Администрация сайта уважает авторские права. Мы готовы удалить любой материал по первому требованию правообладателя.